Проф ARTIST. Библиотека статей на портале Prof-Artist.ru.

Проф ARTIST. Библиотека статей на портале Prof-Artist.ru.

Библиотека статей. Сс. Сюрреализм

Главная Prof ARTIST :: Статьи
Контакты
Home
Каталог
Статьи
Фотогалерея
Краткие новости
Главное облако
Облако каталога
Облако статей
Облако фото
Новости PA
Новости портала
Контакты

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Творческий союз профессиональных художников возник в трудное время, в борьбе с артноменклатурой, в борьбе за творческие и профессиональные права художников.



Библиотека статей » Сс » Сюрреализм «

Аа   Бб   Вв   Гг   Дд   Ее   Ёё   Жж   Зз   Ии   Йй   Кк   Лл   Мм   Нн   Оо   Пп   Рр   Сс   Тт  
Уу   Фф   Хх   Цц   Чч   Шш   Щщ   Ъъ   Ыы   Ьь   Ээ   Юю   Яя   Цифры   Знаки  
Aa   Bb   Cc   Dd   Ee   Ff   Gg   Hh   Ii   Jj   Kk   Ll   Mm   Nn   Oo   Pp   Qq   Rr   Ss   Tt   Uu   Vv   Ww   Xx   Yy   Zz  


Сюрреализм

Космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон - писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон - один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали - художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: "Сюрреализм - это я!", в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль, художник Хуан Миро - "самое красивое перо на шляпе сюрреализма", как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.
Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом. Сюрреалисты не ставили своей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм - реализм - футуризм, их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Они желали "осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления. Они намеревались предложить людям новый способ сознания." (Ален и Одетт Вирмо).
Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888-1978 гг), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения. В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико "Мозг ребенка", проезжая мимо в автобусе. На следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым его первое впечатление.
Приведу высказывание де Кирико того периода: "Не надо забывать, что картина всегда должна быть отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности". Это своеобразное эстетическое кредо творчества де Кирико оказалось чрезвычайно близким сюрреалистической концепции.
Говоря о де Кирико в контексте явления сюрреализма, можно добавить, что он участвовал в первой выставке сюрреалистов в 1925 году в парижской галерее Пьер. Но, в какой-то мере явившись предшественником сюрреализма, он не пошел далее по этому пути. Между 1920 - 1926 годами де Кирико резко отошел от модернизма, обратившись к традиционным формам живописи.
Художественная практика сюрреалистов
Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Различают два периода сюрреализма: первый, ранний, период характеризуется смутным, полуабстрактным, зашифрованным воспроизведением образов, второй период - конкретной, "достоверной" передачей предметного мира (С. Дали. "Сон", 1937г.)
Творческие методы сюрреалистов отличались чрезвычайным разнообразием. Например, в хронологических рамках первого периода Макс Эрнст вводит новую технику, названную им фроттажем ( от фр. frotter- натирать), заключавшуюся в рисовании на бумаге, положенной на рельефную поверхность какого-либо предмета. Художник получал непредсказуемые изображения, повторяющие неровности основы. Таким образом, он как бы отстранялся от осознанного творчества, становясь инструментом, извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям.
Сюрреали́зм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века.
Его создатели - молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть "чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений".
Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а, в первую очередь, проявлялось стремиление переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.
Предпосылки образования сюрреализма
В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение - дадаизм. Дадаизм - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Это течение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии.
Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок.
Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.
Основные идеи направления. Одним из первых шагов сюрреализма было так же сосредоточение на чисто пассивной роли автора. Чтобы освободиться от "контроля разума" применялись чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса - техника "фроттажа"). Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п. Переход от "механических" приемов к "психическим" (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:
Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;
Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;
Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.
Полному отрицанию подвергались подробные описания в художественном произведении, похожие на "набор картинок из каталога", убаюкивающие сознание и не дающие возможности домыслить, дофантазировать.
Своеобразными "тренировками" были собрания сюрреалистов, которые они называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме
Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреализма. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане. Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они получали весомые подтверждения правильности своих устремлений. Они не могли не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж) соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций", употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека.
Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли вследствии как можно быстрого монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.
Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновидений Зигмунда Фрейда. Считая, что во сне жив более богатый и интересный разум, нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойно воспринимать необычайные эпизоды, которые в реальной жизни потрясли бы. Андре Бретон в "Манифесте" написал: "Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность".
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями". Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.
Европа уже давно была погружена в споры о сущности, пределах и необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшие несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации.
Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.
Сальвадор Дали - король сюрреализма
Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самой смерти. "Нормальность ставит меня в тупик" - утверждал он и был здесь искренен.
Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевших деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски поменял местами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не было предела.
Поступив в Мадриде в Школу Изящных Искусств, Дали надеялся найти достойных учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстро разочаровался. Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены "тем, кто знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет", естественно был исключен. Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых фламандцев, Вермеера и Веласкеса имено в это время он ищет свой путь, окунаясь с головой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическое творчество, Дали пишет: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности".
Все это было своеобразным вызовом и не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами.
Можно утверждать, сюрреализм не есть чисто искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром. Андре Бретон написал:
"Свифт - сюрреалист в язвительности.
Сад - сюрреалист в садизме.
Шатобриан - сюрреалист в экзотике.
Констан - сюрреалист в политике.
Гюго - сюрреалист, когда не дурак.
Деборд-Вальмор - сюрреалист в любви.
Бертран - сюрреалист в изображении прошлого.
Рабб - сюрреалист в смерти.
Бодлер - сюрреалист в морали.
Рембо - сюрреалист в жизненной практике и во многом ином.
Меллариме - сюрреалист по секрету.
Жарри - сюрреалист в абсенте.
Нуво - сюрреалист в поцелуе.
Сен-Поль Ру - сюрреалист в символе.
Фарг - сюрреалист в создании атмосферы.
Ваше - сюрреалист во мне самом.
Реверди - сюрреалист у себя дома.
Сен-Жон Перс - сюрреалист на расстоянии."
Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: "Сюрреализм - это Я", и с полным на то основанием.

статья добавлена в понедельник 23 августа 2010 года, 13:09:35


url источника: http://ars.titla.ru/?k=uu29ge935vl&b=18
url добавителя: http://ars.titla.ru/?b=18
Теги:
Сюрреализм
Формы искусства
Направления живописи

загрузить картинку к «Сюрреализм»


Art Bliss Альтернативные художники Алюминиевые конструкции Архитектура Биографии художников Взгляд тульского художника Взгляд художника Виктор Цой Выставки Газета Тула Галерея Ясная поляна Галеристы ТСПХ Год Кота Дима Гура Елена Свиридова Жаркое лето 2010 Зимний букет Иван Игнатков Из каталогов ТСПХ Импрессионизм Картины Цоя Ледяная скульптура Лесные пожары Людмила Козлова Московские выставки Московские скульпторы Музей льда Мыльников Павел Направления живописи О ТСПХ Отзывы о выставках Павел Ганжа Подарки Пожары Пожары 2010 Причины пожаров Публикации в прессе Секции ТСПХ Секция галеристов Скульпторы Скульптура Станислав Айдинян Старый город Старый город, Виват! Статьи Структура ТСПХ Сюрреализм ТСЖ Курчатовское ТСПХ Тульские выставки Тульский Молодой Коммунар Тульский некрополь Формы искусства Фотопортреты художников Художник Виктор Цой Художник-уфолист Художники Цой Члены ТСПХ

Библиотека статей на портале НетоГрад.


Художники, создающие Творческий союз профессиональных художников, опираются в своей деятельности на принципы, выкристаллизованные в российском искусстве столетиями творческого поиска отечественных художников и скульпторов.



В библиотеке 26 статей




Яндекс.Метрика


Проф ARTIST

Copyright© 2010 - 2024 Gudi